Главная » 2018 » Июль » 13 » Россия и Украина снова развязали экономическую войну
10:22
Россия и Украина снова развязали экономическую войну
Москва и Киев так и не сумели договориться о приемлемой цене на газ.
 
Украина решила приостановить закупки российского топлива. Уровень запасов и хорошая погода позволяют ей подождать. Пока идет время, растут риски для РФ. "Турецкий поток" остается в подвешенном состоянии, а в ближайшие месяцы газ может подешеветь. Такая ситуация делает возможной реализацию невероятного сценария - сближения России и Украины. Создаются предпосылки, при которых Киев оказывается более предпочтительным проводником углеводородов в Европу, чем Анкара.
 
Сообразили на троих
 
Газ в очередной раз стал причиной раздора между Россией и Украиной. 30 июня в Вене встретились глава Минэнерго РФ Александр Новак и его украинский коллега Владимир Демчишин. Посредником выступил еврокомиссар Марош Шефчович, отвечающий за энергетическую политику ЕС. Попытка договориться о "зимнем пакете" окончилась провалом - у каждой стороны было свое понимание справедливой цены. $247 за 1000 кубометров - таким было предложение Новака. Фактически конечная стоимость не поменялась. Зато уменьшилась скидка. В I и II кварталах 2015 г. Украина получала газ со 100-долларовым дисконтом. Теперь он "усох" до S40. Пришла пора пожинать плоды резкого падения цены на нефть, ведь именно она тащит за собой газ. Временной лаг в 6-9 месяцев, разделивший обвал котировок "черного золота" и удешевление "голубого топлива", завершился. Поэтому-то и возникла необходимость в корректировке контракта.
 
В Киеве же отдают предпочтение круглым цифрам. Демчишин явился на переговоры с твердым намерением выбить чек в $200 за 1000 куб. м. Но Украина и Россия к компромиссам не привыкли и в итоге разошлись с пустыми руками. Озадаченному Шефчовичу только и оставалось, что пожать плечами.
 
Впрочем, Минэнерго РФ оставило последнее слово за собой. Александр Новак заявил, что S247 - вполне себе рыночная цена. Мол, поляки берут газ за сопоставимую сумму и ничего, не жалуются. Проверить слова министра крайне трудно - "Газпром" не сильно пострадает от паузы в экспорте на Украину. Дело в том, что корпорация наращивает поставки европейским потребителям. Так, в июне они выросли на 4% по сравнению с прошлым годом. В июле экспорт в ЕС может подскочить на 20%. Дешевеющий российский газ активизирует потребителей. "Кроме того, в Европе постепенно начинается подготовка к осенне-зимнему периоду: подземные хранилища загружены на 50%. В ближайшие месяцы ожидается увеличение закупок газа в РФ", - комментирует аналитик.
 
Впрочем, пока наша страна получает от экспорта газа все меньше денег. По данным Федеральной таможенной службы, с января по май 2015 г. доходы от продажи "голубого топлива" за рубеж составили $18,77 млрд. - на 36% меньше, чем за аналогичный период 2014 г. Всего за пять месяцев за пределы России было отправлено чуть более 75 млрд. куб. м (-12,7%).
 
В таких условиях Украине, может быть, даже выгодно тянуть время. В разумных пределах, разумеется. Ведь стоимость российского газа привязана к нефти. Цена "черного золота" достигала минимальных значений в начале этого года. 7 января за эталонную марку Brent давали $49,99 - самое низкое значение за последние шесть лет. Если брать среднесуточные котировки, то 20 января Brent стоила $53,52.
 
Девять месяцев назад - в октябре 2014 г. - баррель североморского топлива стоил $87. Исходя из этой цифры рассчитывается текущая цена газа. К концу третьего квартала он может подешеветь еще сильнее (так как минимумы по нефти были в январе 2015 г.). У Киева появится благоприятный момент для переговоров. Играет на руку украинской стороне и неопределенность с "Турецким потоком". Так что шансы на контракт, в котором будут прописаны желаемые $200 за 1000 кубов, есть.
 
С другой стороны, у Украины появляется возможность показать себя адекватным партнером. Для этого достаточно аккуратно исполнять свои обязательства: транспортировать топливо без перебоев и не допускать каких-либо проволочек с выплатами за газ для себя. В таком случае Москва может смягчиться. Например, оставить Украине роль транзитера. Страны даже извлекут из этого выгоду. Одна будет получать прибыль от транспортировки топлива, вторая не станет тратиться на проекты с туманными перспективами завершения.
 
Разумеется, для реализации такого оптимистичного плана нужна добрая воля обеих сторон. Тут и могут возникнуть серьезные трудности.
 
Марат Граут
Просмотров: 171 | Добавил: daichalre1982 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0